О некоторых особенностях тренировки доберманов
“.... лишь тренировкой можно развить
элегантные, атлетические формы
добермана. Доберман не сочтет
это за труд, напротив, это дает ему
контакт с Владельцем, который он ценит
превыше всего и к которому страстно
стремится.”
Г. Шюлер “Доберман”
В последнее время в нашей жизни, в нашем отношении к жизни происходит все больше и больше изменений, основными направлениями которых являются, с одной стороны, принятие постсоветским обществом цивилизованных норм морали и права, а с другой - освоение этим обществом общепринятых в странах с развитой демократией принципов и правил общежития. И одно из главных мест в такой переоценке ценностей в повседневной жизни занимает отношение “человек - собака”.
На наш взгляд, доберман является квинтэссенцией селекционной деятельности в собаководстве: его могучий интелдект, зажигательный темперамент и беззаветная преданность созданы человеком и для человека. И этим бессценным даром Фридриха Луиса Доберманна нужно научиться пользоваться, ведь, как показал Марк Твен, Большая Королевская печать создана не только для того, чтобы колоть орехи...
Поэтому сегодня мы остановимся на некоторых особенностях тренировки доберманов и для этого встретимся и побеседуем с одним из ведущих тренеров питомника Irinland Романом Кузютиным.
(Роман Владимирович Кузютин, 1977 года рождения, образование: Московская Государственная ветеринарная Академия, аспирантура Московской Государственной ветеринарной Академии, Наставник — Валерий Николаевич Колесников).
В.Ц. (Виктор Цыганков): Роман, в последнее время очень много внимания уделяется попыткам сформулировать требования к воспитанию и дрессировке доберманов. В частности, встречается противопоставление
пользовательской и спортивной, отечественной и зарубежной дрессировки. В чем причина, да и существует ли вообще, на Ваш взгляд, такое разделение ?
Р.К. (Роман Кузютин): Требования к воспитанию собаки предъявляются обществом с одной стороны и представлениями владельца о поведении своего питомца с другой. Требования же к дрессировке доберманов уже сформулированы на их исторической родине, и велосипед уже можно не изобретать. Что касается разделения дрессировки на пользовательскую и спортивную, отечественную и зарубежную, то эти разделения, на мой взгляд, основаны, во-первых, на разном отношении к собаке (пользовательство или портнерство) и, во-вторых, на различных идеях, лежащих в основе нормативов. На мой взгляд, спортивная и пользовательская дрессировка,в т.ч. по послушанию, различаются также как профессиональный спорт и физкультура. Но и физкультура бывает разная: для получения “Серебряного значка ГТО” было достаточно обладать некоторыми природными способностями и хорошим здоровьем, для получения “Золотого” уже нужно было дополнительно тренироваться. Переход в “Мастера” знаменовал собой качественно новый уровень как подготовки, так и финансовых затрат. Эти же этапы проходит в своем становлении и развитии и спортивный тандем “человек-собака”.
И именно на моменте перехода в “Мастера” возникают различия в отечественном и зарубежном подходах к дрессировке. Но если мы хотим идти в ногу со временем и вписаться в мировую систему спорта с собакой, то мы, естественно, должны заниматься по общепринятым мировым (европейским) курсам дрессировки и соответствовать международным стандартам.
В.Ц.: На ваш взгляд, Зарубежные системы дрессировки хуже или лучше отечественных ОКД и ЗКС .
Р.К.: А что лучше: лапта или бейсбол ? Они похожи, но они разные...А бейсбол, в отличие от лапты, очень близок к Олимийским играм. И в загородных клубах почему-то предпочитают гольф , а не городки. На мой взгляд, отечественные системы дрессировки имеют много положительных сторон, но до тех пор, пока они не будут приняты международной кинологической общественностью как полноправные, они будут повторять судьбу лапты и городков.
Что нравится в ИПО (чего нет в ОКД, ЗКС) – в нормативе (в любом разделе) заложены две равновесные составляющие:
- правильность и четкость выполнения собакой команд;
- позитивное отношение собаки к выполняемой ею работе (ее настроение).
Пример описания работы собаки на отличную оценку в разделе В ИПО (1,2,3): “темпераментный, заинтересованный, радостный от работы, очень внимательный, с подкупающей основной быстротой, отлично подчиняющийся дрессировщику. Безупречно демонстрируется в спортивном виде, замечательная гармония”.
В отличие от ИПО, при выполнении норматива ОКД мало кого волнует – что чувствует собака, лишь бы она не ошибалась, выполняя упражнения (а если и волнует, то за пределами норматива).
Цель же ОКД и ЗКС представляется мне такой – выявить из поголовья собак “способных стоять в строю” и служить с ними на благо общества (где же забота о прогрессивном совершенствовании поголовья?). Т.е. вялая, пассивная, безынициативная, подавленная собака не только способна (в терпеливых руках) успешно сдать испытание, но и получить высший балл. ОКД и ЗКС – как призывная мед. комиссия, дающая заключение о годности или не годности к службе, но остающаяся в неведении относительно максимальных возможностей, потенциала организма. Навыки по преодолению препятствий в ОКД, например, не выявляют особенностей психики (подвижности, пластичности нервных процессов, способности концентрироваться, особенности протекания процессов индукции и пр.) собаки, а подразумевается, что она перелезет через подобные препятствия, если что.
Если такой подход к дрессировке и был актуален, в определенный период истории, то сейчас словосочетание “защитно-кароульная служба” (ЗКС) должно уйти из гражданской кинологической терминологии, если мы хотим попробовать взглянуть на наших собак по-другому.
Международная программа послушания (IPO) – это совсем иной (новый для нас) взгляд на отношения “человек – собака” (иной “дух”). Иной взгляд, как на систему оценки, так и на систему подготовки: судей, тренеров, фигурантов, проводников и, конечно, собак.
Поэтому у энтузиастов и сторонников отечественных видов дрессировки есть колоссальные возможности для приложения своих усилий и реализации своих устремлений. И на этом фоне очень большое удивление вызывает “квасной патриотизм” отдельных представителей этого направления, замешанный на кинологической неосведомленности, а порой и безграмотности. Высказывания типа “Я не хочу, чтобы мой доберман занимался ИПО, т.к. после постановки следа, собака будет все подбирать с земли!” представляются мне или откровенной глупостью, или преднамеренной провокацией. Недоумение вызывают и пассажи о том, что подготовленная по методикам ИПО собака может оказаться неуправляемой вне дрессировочной плорщадки или несостоятельной при защите в реальной ситуации. Вспомните К-9, их службу, абсолютную управляемость и то, что ни одна собака К-9 не была подготовлена по методикам ОКД-ЗКС. Практика - единственный критерий истины.
В.Ц.: Роман, как Вы относитесь к тому, что некоторые владельцы отправляют своих собак на тренировку в другие страны, в частности, в Германию ?
Р.К.: Мне кажется, что подход к тренингу спортивной собаки идентичен подходу к тренингу скаковой лошади: есть 1) Заводчик, 2) Владелец, 3) Тренер, 4) Жокей (Проводник). Разница лишь в “пятом элементе”: в случае с лошадью - это конюх, а в случае с собакой - фигурант. Поэтому совместное решение Заводчика и Владельца не подлежит обсуждению.
Обладать дипломом ИПО, полученным в Германии, так же престижно, как обладать черным поясом в карате, полученным в Японии. Вопрос в том, что происходит дальше?
В.Ц. А что дальше?
Р.К.
Можно рассматривать ИПО, только как селекционный тест и возможность получения наивысших выставочных титулов. Для этого будет достаточно пройти испытание по ИРО-1 на удовлетворительную оценку (А-70, В-70, С-70).
Можно относиться к ИПО, как к спорту высших достижений и стремиться к результату ИПО-3 (А-100, В-100, С-100).
Любой собаке нужна работа. А такой эмоциональной, моторной, энергичной, сильной и темпераментной собаке как доберман – она просто необходима, причем в больших объемах. Так дайте своему любимцу поработать не только над перевариванием пищи на коврике, изучением “меток” во дворе и оставлением там же своих. Дайте ему нечто большее, пока он не попробует самостоятельно, без вашей помощи, определить “цель своего существования”, найти себе работу “по душе” (вот тогда-то и начнется: погони за лыжниками, бегунами, велосипедистами, машинами, мотоциклами, лошадьми, птицами, собаками, кошками; вой, лай, скуление, драки, “незапланированные случки”, “не спровоцированные покусы”, поедание всего того, что не доели вороны и крысы; уничтожение мебели, предметов обихода, одежды и обуви и т.д и т.п), а чем это заканчивается не мне вам рассказывать.
Норматив затрагивает очень широкий диапазон потребностей и инстинктов собаки, причем как представителя вида canis familiaris (контакт с человеком, настрой на человека, послушание человеку), так и представителя семейства псовых (элементы “охоты”: выслеживание по запаху, затаивание, преследование добычи, борьба с добычей и т.д.).
В связи с этим к ИПО можно относиться как к способу реализации заложенного в добермане потенциала.
В.Ц. Но ведь не все владельцы имеют время, желание и средства для постоянного тренинга своего добермана. Как быть в этом случае ?
Р.К. Во-первых, ни при каких условиях нельзя лишать добермана возможности реализовать свой природный функционал: послушание, защита, след. Только работающий или поддерживающий свою форму доберман способен на многие годы сохранить и физическое, и психическое здоровье.
Во-вторых, если владелец не имеет возможности тренировать своего добермана с профессиональным проводником, то он может сам стать
проводником собаки, тренировать ее на площадке, участвовать в соревнованиях, стремиться и получать значимые результаты. Пусть не в большом спорте, в физкультуре. Ведь вы же не отказываете себе в поддержании своей физической формы, посещая фитнес-клуб, тренажерный зал или совершая утреннюю зарядку. А почему считается возможным лишить этого собаку ? Это-вопрос желания Владельца и его понимания сути физиологии и характера добермана.
В-третьих, если нет ни желания, ни времени, ни средств, то лучше отказаться от добермана и завести себе хомячка. Только в этом случае можно быть гарантированно избавленным от последствий разрушительного поведения нереализованного добермана, будь то испорченная мебель или укушенный владелец.
Но, по-моему, тренировка спортивной собаки представляет собой процесс, а не одноразовое мероприятие, пусть даже и квартальное.
В.Ц.: Этому есть объяснение, или этот тезис имеет под собой досаду на то, что лучшие доберманы тренируются за рубежом ?
Р.К.: Лучшие, может быть, и получили основы подготовки за рубежом, но тренируются-то они в России.
Ответственный Заводчик и грамотный Владелец понимают, что основным принципом тренинга является многократное повторение одних и тех же движений и работы мышц. Поэтому перерыв в тренинге ведет к снижению работоспособности добермана, т.к. с одной стороны угасают выработанные ранее и не подкрепляемые условные связи и навыки, а с другой - наблюдается постепенная атрофия мышц, снижение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т.п.
В.Ц.: Роман, в России сейчас достаточно много доберманов, имеющих дипломы ИПО разных степеней и разных стран, но среди них почему-то нет не только призеров международных соревнований, но даже отличившихся на российских испытаниях.. Почему?
Р.К.: Двухлетний доберман примерно соответствует в своем физическом развитии двадцатилетнему человеку. В 20 лет человек способен после определенной подготовки выполнить требования некоего легкоатлетического норматива, например, по прыжкам в длину, но это не означает, что он может тут же отправиться на чемпионат мира по легкой атлетике и поучаствовать там в призах. Для этого человеку потребуется принципиально иная подготовка, принципиально иные затраты, как по времени, так и по финансам. Аналогичная ситуация и в спорте с собакой.
В.Ц. Но ведь не все владельцы имеют время, желание и средства для постоянного тренинга своего добермана. Как быть в этом случае ?
Р.К. Во-первых, ни при каких условиях нельзя лишать добермана возможности реализовать свой природный функционал: послушание, защита, след. Только работающий или поддерживающих свою форму доберман способен на многие годы сохранить и физическое, и психическое здоровье. В противном случае, мы будем иметь дело с проблемным поведением собаки, вплоть до покусов и последующего усыпления.
Во-вторых, если владелец не имеет возможности тренировать своего добермана с профессиональным проводником, то он может сам стать
проводником собаки, тренировать ее на площадке, участвовать в соревнованиях, стремиться и получать значимые результаты. Пусть не в большом спорте, в физкультуре. Ведь вы же не отказываете себе в поддержании своей физической формы, посещая фитнес-клуб, тренажерный зал или совершая утреннюю зарядку. А почему считается возможным лишить этого собаку ? Это-вопрос желания Владельца и его понимания сути физиологии и характера добермана.
В-третьих, если нет ни желания, ни времени, ни средств, то лучше отказаться от добермана и завести себе хомячка. Только в этом случае можно быть гарантированно избавленным от последствий разрушительного поведения нереализованного добермана, будь то испорченная мебель или укушенный владелец.
В.Ц. Получается, что нужно стремиться к тому, чтобы практически все доберманы были заняты делом. Но в последнее время имеет место тенденция к “утяжелению” добермана, породой даже к игнорированию породного стандарта в пользу увеличения высоты в холке и массы собаки, настойчиво навязывается мысль, что производители и производительницы должны быть очень крупными, внушительных размеров собаками. Как, на Ваш взгляд, такая позиция соотносится с рабочими качествами добермана ?
Р.К. Я не занимаюсь профессиональным разведением доберманов. Я занимаюсь их воспитанием и дрессировкой. Поэтому, на мой взгляд, собака должна быть хорошо обмускуленной, а не “обжиренной”, ведь доберман -это не кабанчик на откорме, это - Ваш Друг, к активному и беспроблемному долголетию которого Вы стремитесь. Впрочем, это относится не только к собакам...
Что касается соотношения породных стандартов и рабочих качеств. Немцы - люди педантичные и прагматичные. Предельный стандартный вес для добермана-кобеля в 45 кг взят не с потолка, а определяется физиологическими возможностями собак, в т.ч. при выполнении требований (ИПО Шуцхунда. При превышении этого показателя сердечно-сосудистая и дыхательная системы, опорно-двигательный аппарат под нагрузкой могут просто не выдержать. Ведь, например, кардиомиопатия бывает не только наследственной, но и благоприобретенной...Но даже в случае неблагоприятной наследственности можно долгие годы сохранять здоровье собаки, если поддерживать оптимальный вес и предлагать оптимальные, дозированные нагрузки.
А теперь представьте себе кобелька весом в 45 кг и высотой в холке 78 см. Жуть без хвоста или, как сейчас требуется в Европе, - с хвостом .
Поэтому, на мой взгляд, стандарт абсолютно физиологически оправдан и оптимизирует соотношение рост-вес для активной собаки.
Что касается того, что тучные, габаритные доберманы имеют в нашей стране дипломы по НПО, допуск в разведение, керунг...В семье не без урода. Всегда было и будет можно получить “зачет”, не открывая учебник, но получивший такой “зачет” никогда не шел на следующий день преподавать данный предмет.
Поэтому разводите доберманов, соответствующих Стандарту, давайте им требуемую нагрузку, соответствущее питание и вы проведете вместе много счастливых лет.
В.Ц. Роман, Вы тренируете многих доберманов, в т.ч. и из питомника “Иринланд”. Есть в них что-то общее ?
Р.К. “Иринланды”...Они все разные. Например, Дюк Дюфер, с которым мы осенью успешно сдали испытания по второй ступени ИПО, до дрожи любит следовую работу и защиту; Лукас Лав - защиту и работу с фигурантом. Но оба неподражаемы в послушании.
Я стремлюсь, чтобы все, кто задействован в тренировочном процессе, будь то люди или собаки, получали от него если не удовольствие, то, по крайней мере, удовлетворение. Только в этом случае мы сможем стать командой. А ведь именно это и является целью нашей работы: человек и собака как единое целое, взаимно дополняющие и обогащающие начала, мечтающие друг о друге и созданные друг для друга.
Беседу с Романом Кузютиным записала Л. Цыганкова (Тренировочная площадка "Плющево")
взято с сайта: http://www.dogmaster.ru/